С 26 апреля 2024 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 294-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2024 г. № 130 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Вступающее в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2024 г. № 130 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» объединяет 23 акта Правительства, скорректированные в соответствие с указанным Законом, а также признает утратившими силу отдельные положения ряда нормативных правовых актов.
На официальном сайте Минприроды перечислены основные новации, которые излагаются в Законе Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (далее – Закон).
В Законе комплексно пересмотрены требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к осуществлению хозяйственной деятельности. Устанавливаются требования, которые должны соблюдаться при разработке предпроектной (предынвестиционной) документации по объектам хозяйственной и иной деятельности (требования предъявлялись только к проектной документации), уточнены виды строительной деятельности, к которой предъявляются такие требования (возведение, реконструкция, техническая модернизация, ремонтно-реставрационные работы, капитальный ремонт, снос объектов). Устанавливаются требования при приемке в эксплуатацию объектов и их эксплуатации, выводе из эксплуатации (проведение мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, экологической реабилитации загрязненных территорий, компенсационных мероприятий).
С целью предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье людей при работе отдельных объектов по использованию, объектов обезвреживания отходов вводятся требования к эксплуатации мобильных установок по использованию и (или) обезвреживанию отходов.
Так, в частности, для возможности эксплуатации таких установок в соответствующей документации должны предусматриваться проектные решения по устройству площадок (складов) для хранения отходов и продукции, инженерных и транспортных коммуникаций и иных сооружений, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды и обеспечение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также мероприятия по охране окружающей среды.
Допускается возможность эксплуатации мобильных установок по использованию отходов вне территории соответствующего объекта по использованию отходов, например, на строительных площадках в местах, определенных проектной документацией, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и использования древесных отходов при проведении рубок леса, удалении деревьев, кустарников за пределами населенных пунктов.
Законом актуализированы положения, регламентирующие вопросы нормирования в области охраны окружающей среды, которое является одним из механизмов обеспечения благоприятной окружающей среды. Определяется, что к нормативам в области охраны окружающей среды относятся нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование. Перечень нормативов качества окружающей среды дополнен таким видом как «дифференцированные нормативы содержания химических веществ в почвах».
Также в отношении каждого вида нормативов определены его назначение, цели и вид законодательства, которым они регулируются.
С учетом влияния климатических изменений на здоровье человека, рисков, связанных с опасными погодными явлениями, наносимого экономического ущерба для различных секторов экономики, задачи и направления государственной политики в области охраны окружающей среды дополнены формированием и проведением единой государственной политики по реагированию на изменение климата. В связи с этим, в Законе закрепляются положения по вопросам регулирования воздействия на климат.
Полномочия Совета Министров Республики Беларусь дополнены компетенцией на установление порядка и условий ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь, порядка ведения государственного и производственного учета антропогенных выбросов парниковых газов и их абсорбции поглотителями.
В целях государственного регулирования деятельности, связанной с выбросами парниковых газов и их абсорбции поглотителями, планирования мероприятий по снижению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на климат, адаптации к его изменению на краткосрочный период, среднесрочную и долгосрочную перспективу устанавливаются обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами парниковых газов в атмосферный воздух, обязанных сокращать объемы выбросов этих газов и (или) веществ путем внедрения наилучших доступных технических методов.
Права должностных лиц Минприроды и его территориальных органов при осуществлении контрольной деятельности в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов изложены в новой редакции и исключают дублирование норм Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», а также Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
При этом, за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов закреплено право в рамках ведения административного процесса получать доступ к республиканской базе данных АИС «Паспорт».
В Законе уточнен термин «причинение вреда окружающей среде», который дополнен словами «загрязнения земель (включая почвы) химическими и иными веществами, засорения, загрязнения окружающей среды отходами, незаконной рубки».
В целях обеспечения полноты правового регулирования норм международных договоров, стороной которых является Республика Беларусь, Законом определяется возможность подготовки и внесения в соответствующие международные организации предложений о включении территорий Республики Беларусь в списки природных территорий международного значения.
Законом усовершенствованы подходы к координации деятельности государственных органов и взаимодействия с общественностью в области охраны окружающей среды, с учетом практики применения расширены и оптимизированы возможности доступа к экологической информации, а также определен исчерпывающий перечень прав, необходимых для обеспечения и защиты неотъемлемого права граждан на благоприятную окружающую среду.
Урегулированы механизмы участия общественности в части возможности ознакомления до утверждения заключения государственной экологической экспертизы с информацией, касающейся процесса принятия окончательного решения.
В отношении документации, предоставляемой для проведения общественной экологической экспертизы, устанавливается требование о предоставлении ее в том же составе, что и для проведения государственной экологической экспертизы.
Законом вводится ряд новых терминов, таких как «низкоуглеродная экономика», «зеленая» экономика, «экосистемные услуги».
Продвижение принципов «зеленой» экономики, стимулирование применения наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, «зеленых» закупок, перехода к низкоуглеродной экономике, основанной на принципах энергоэффективности, сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их абсорбции поглотителями, – развивающиеся составляющие национальной экономики.
«Зеленая» экономика – модель организации экономики, направленная на достижение целей социально-экономического развития страны при существенном сокращении экологических рисков и темпов деградации окружающей среды. Внедрение инструментов поддержки «зеленой» экономики, создание условий для формирования экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) реализуется в рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы. Указанные модели ориентированы на максимальную замену использования невозобновляемых природных ресурсов возобновляемыми, ресурсо- и энергосбережение, минимизацию образования и полноту использования отходов. Их внедрение приведет к снижению нагрузок на окружающую среду.
Экономическая оценка экосистемных услуг также является одним из актуальных направлений. Ее объектом являются естественные экологические системы и выполняемые ими услуги, обеспечивающие получение обществом выгод в экологической, экономической и социальной сферах в результате сохранения, восстановления и устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Экономическая оценка экосистемных услуг поможет отразить экологическую и экономическую ценность природных экосистем в составе национального богатства страны, выявить издержки и выгоды, связанные с экосистемой и воздействиями на нее.
Закон предусматривает и ряд иных изменений, направленных на повышение эффективности охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.